Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Организация охраны здоровья учеников
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья организацию питания обучающихся
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы. | 18-24. |
Актовый зал. | 18-24 |
Спортивный зал. | 17-20 |
Столовая. | 18-24 |
Принципы здоровьесбережения
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательных отношений.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 25 | 1-4 м/с | 1-4 |
- 25-26 | без ветра | 1-4 |
- 25 | более 5 м/с | 1-7 |
- 26-27 | 1-4м/с. | 1-7 |
- 28-29 | без ветра. | 1-7 |
- 26-27 | более 5 м/с. | 1-9 |
- 28-29 | 1-4м/с. | 1-9 |
- 30 | без ветра. | 1-9 |
- 28-29 | более 5 м/с. | 1-11 |
- 30 | 1-4м/с. | 1-11 |
- 31 и ниже | без ветра. | 1-11 |
Поддержание допустимых параметров микроклимата в помещениях с длительным пребыванием детей является одним из основных мероприятий в профилактике заболеваемости острыми респираторными заболеваниями среди детей!